Лос-Анджелес - город автомобилей и автомобилистов. Можно добавить - это город самых красивых автомобилей. Наверное, нет ни одной новой модели, которая тотчас же не появилась бы на лос-анджелесских улицах. И самое интересное, что практически любая модель найдется в одном из агентств по прокату автомобилей, которые в Эл-Эй встречаются на каждом шагу. Здесь, в отличие от Сан-Франциско, найти место для парковки очень легко.
Обратной стороной этого изобилия является смог, увеличению плотности которого способствуют промышленные предприятия. Начиная с середины 40-х годов, смог является главной проблемой Лос-Анджелеса. Утром небо затянуто тучами, солнечная погода наступает с полудня.
Когда проблема смога в Лос-Анджелесе стала чрезмерно острой, были приняты соответствующие ограничивающие меры, но, как все признают, эти меры могли только сдержать увеличение смога, а не ликвидировать его. Чтобы полностью очистить воздух над городом, пришлось бы ограничить автомобилистов, а с этим лос-анджелесцы никогда не согласятся!
Здесь все меняется очень быстро: мода, прически, автомобили. Эл-Эй выделяется своей стремительностью даже из динамичных американских мегаполисов.

Эл-Эй (так его ласково называют местные жители) молодой город даже по американским меркам — ему всего 218 лет, причем первую сотню из них он был не слишком заметной деревней. За первые 50 лет население Эл-Эй выросло с 44 до 700 жителей, а вот с 1830 по 1940 годы - увеличилось с 50 тысяч до полутора миллионов. Сейчас в городе живет 3,8 миллиона человек.
Первая страница в истории этого города была написана в 1781 году, когда одиннадцать семей из Мексики, большей частью африканского, индейского или смешанного происхождения, во главе с Фелипе де Неве основали поселение возле построенной в 1771 году миссии Св. Гавриила Архангела. Поселение было названо «Еl Pueblo de la Reyna de Los Angeles» (Город Королевы Ангелов). Эти 44 человека и были первыми жителями Лос-Анджелеса. Чуть раньше по этой же земле прошли русские первопроходцы, посланные Екатериной II, но испанцы оказались более упорными и настойчивыми.
Североамериканцев жители Эль Пуэбло впервые увидели только в 1818 году, когда на эти берега высадился пират Чапмен. В 1824 году территория Калифорнии стала частью независимой Мексики, но образ жизни калифорнийцев, в том числе населения Эль Пуэбло, не изменился. Основными занятиями были скотоводство и добыча пушнины. Между тем город медленно, но неуклонно рос. Когда в 1846 году в результате испано-американской войны Калифорния отошла к США, в Лос-Анджелес начали прибывать поселенцы. В 1850 году определились границы округа Лос-Анджелес.
Во времена «золотой лихорадки» 1849 года те южно-калифорнийские фермеры, которые не поддались всеобщему безумию и остались на местах, выиграли больше, чем многие золотоискатели. Кто-то должен был снабжать продовольствием людей, хлынувшых на прииски. Это был последний подъем скотоводства в Южной Калифорнии. В последующие годы разразилась засуха, затем упали расценки на скот. Времена ранчо закончились, Лос-Анджелес стал быстро американизироваться. Через него прошли железнодорожные ветки. В начале нашего века были проведены работы по обустройству порта, поскольку Лос-Анджелес не имел удобной естественной гавани
Лос-Анджелес как город представляет собой объединение кварталов, некоторые из которых являются независимыми административными единицами. Поэтому охарактеризовать Лос-Анджелес в целом достаточно сложно. То, что принято в Санта-Монике, совершенно недопустимо в Беверли-Хиллз и т. п. Отличается все: архитектура, люди, образ жизни.
Город объединяет водопровод - рискованный проект Уильяма Малхолланда, возглавлявшего в начале века лос-анджелесский департамент водоснабжения. Город рос так быстро, что начал испытывать нехватку воды, тогда в 1904 году Малхолланд, обследовав долину реки Оуэн, разработал проект переноса воды тающих снегов со склонов Сьерра-Невады за 400 км в Лос-Анджелес. В 1913 году Лос-Анджелес получил первую воду через систему 375-километрового акведука и 142 туннелей.
Среди американцев бытует мнение, что в Лос-Анджелес съезжаются все американские сумасшедшие. Трудно судить, насколько это верно, но этот город отличается нестандартными взглядами на искусство, общественную деятельность и жизнь вообще. Например, здесь итальянский эмигрант Симон Родиа построил три башни из битой плитки, стекла и морских раковин. Самое высокое из этих архитектурных сооружений достигает в высоту 30 метров. Постройка была закончена в 1954 году, после чего Родиа покинул свое творение и более в Лос-Анджелес не возвращался.
Продолжение статьи >>